Мало веры в свои силы!

Предприниматели редко общаются со СМИ. Причин на то предостаточно. Бывают исключения. Олеся Бобок – тому подтверждение. И не только потому, что её бизнес чист во всех отношениях. Она – инвалид с детства, познавший все горести колясочника, не имевшего возможности даже на …среднее образование.

Мы встретились в канун Международного женского дня в цокольном этаже крупного торгового центра, где она арендует часть помещения.

– И у абсолютно здоровых людей есть проблемы с трудоустройством, а инвалидам как быть?!

– Сегодня без высшего образования, даже в торговле, где я тружусь, вообще делать нечего! Во Владимире, это, наверное, единственная сфера экономики, где можно заработать. Для людей с ограниченными физическими возможностями вообще ограниченный круг профессий для приложения своих навыков и умений. Не говоря уже о том, что крайне мало работодателей, готовых взять на работу инвалида. Не каждый возьмет на себя ответственность трудоустроить инвалида.

Вчера смотрела передачу «Человек и закон». Сюжет из столицы, речь об обучении. Приводились данные опросов: готовы ли Вы к тому, что больные дети будут учиться вместе со здоровыми. Итоги неутешительные для инвалидов и их родственников. 90% детей согласны учиться совместно с инвалидами, но их родители так не считают. Ровно столько же – 90% учителей и родителей категорически против совместного обучения!

– И их, наверное, можно понять. В классе 25 детей. Даже если в нем один слабослышащий ребенок, педагогу придется большую часть рабочего времени для объяснения материала «отдать» такому больному ребенку…

– В таких ситуациях, конечно так! А если ребенок с заболеванием опорно-двигательного аппарата – колясочник. Как я! Тут больше проблем в обустройстве здания: пандусы, лифты, санитарные помещения…

Это сегодня никто не примет здание, если оно недоступно для инвалида. Проблема в другом: очень дорого переделать старые, действующие помещения для того, чтобы инвалиды чувствовали себя в нем комфортно.

Совсем недавно была в Испании во время отпуска. Даже там, где кнопка лифта была выше, чем я могла до нее дотянуться, тут же рядом оказывались люди, которые мне помогали. Даже в провинциальных городках на улице я могла передвигаться без посторонней помощи. И вот возвращаюсь в столицу. У лифта замерла в ожидании, что кто-то нажмет на кнопку. Жду минуту-другую. А потом понимаю, я – на Родине. Здесь не помогут. Здесь нужно надеется только на себя и близких…

– Я так понимаю, Вы – исключение из общих правил. Расскажите о себе.

– Конечно, что касается работы в бизнесе – несколько исключение из правил! Бизнес стал возможен исключительно благодаря моим родителям. Я – инвалид с дества. Родилась со своими нынешними «болячками» И если бы не обеспеченные родители, занимающиеся бизнесом, то я вряд ли имела бы шанс стать предпринимателем. Во всяком случае, шансов, что меня возьмут на работу, было бы ничтожно мало.

Я из Брянской области. Во Владимире мои родители с начала 90-х годов. Я сюда переехала в 1999-м. У меня нет даже среднего образования. Школьное образование – начальные классы. Потом – домашнее обучение. Но при этом у меня нет даже аттестата! Я уверена, что если человек талантлив от рождения, то он сможет пробиться в жизни. Правда, нужна помощь близких. Высших образований может быть море: не всегда это поможет стать успешным.

– Понятно, что не всем дано заниматься бизнесом. Некоторые дети состоятельных родителей достаточно быстро разоряются. Что помогло Вам стать успешной бизнес-леди?!

– Безусловно, нужно желание стать успешным и состоявшимся бизнесменом. При достаточно обеспеченных родителях я могла сегодня быть «домашним ребенком» и жить за их счет припеваючи! Меня такое не устраивает! Родители у меня не такие уж богатые, но на жизнь всегда семье хватало. Нас трое детей в семье. Мы – их дети, достаточно состоявшиеся по жизни люди. С детства видели, чем и как занимаются родители. Перенимали их опыт. Помогали, чем могли. Мне их род занятий пришелся по душе, потому интерьеры, шторы – моя стихия.

Я очень люблю общение. Я не замкнутый в себе человек. Люблю внимание к себе. Суета мне по кайфу! Это объяснимо. После многих лет сидения дома живое общение с массой людей помогает почувствовать себя нужной. Тишина дома и однообразие комнатного существования быстро поднадаедает. Суета ежедневная в этом торговом центре дает мне заряд энергии.

– Как устроен рабочий день?

– Он от 8 до 15 часов. И это не только прямые продажи штор. Я занимаюсь дизайном интерьеров окна, заказами, общением с заказчиками, конечно, бухгалтерия.

– Вы ведь еще и работодатель, ведь у Вас самостоятельный бизнес?

– Да. У меня посменно работает три работника. Приличный оборот. Не сидим сложа руки.

– Мы начинали разговор с того, что инвалидам сложно устроиться на работу. А Вы, предприниматель-инвалид, взяли бы на работу человека с ограниченными возможностями? Что для Вас является определяющим при отборе кандидата?

– Для меня главным становится умение преподнести себя и товар, умение общаться. Клиент должен увидеть в продавце не того, кто ему навязывает товар, а обычного человека, который советует, благожелательно настроен, понимает его. Мне хочется, чтобы мои продавцы воспринимались покупателями также, как я. Мне часто говорят, вы инвалид в коляске, а мы, пообщавшись с Вами, перестаем это замечать.

Бывают, конечно, исключения. Кто-то приходит, видит меня и настораживается, даже «шарахается». Но по мере общения все «испуги» куда-то уходят.

Как мне представляется, некоторые инвалиды внутри себя устроены так, что думают, что все их обязаны пожалеть. Мир устроен не так! Это позволяет говорить опыт: родители в бизнесе чуть меньше 15 лет, а я – почти 10!

– Что самым сложным было в начале пути?

– Главное – вникнуть в суть бизнеса. Если глубже – перебороть страх подойти к здоровому человеку. Я-то по природе человек общительный. Я никогда не стеснялась себя.

– Ваш круг общения исключительно работа? Во Владимире на Ваш взгляд, есть куда «деться» инвалидам?

– Конечно, нет! У меня много друзей. В том числе и в Интернете. Во Владимире есть места, где можно провести время. Однако без посторонней помощи это крайне сложно. И даже невозможно! Во Владимире я еще не видела учреждения, куда можно въехать инвалиду-колясочнику по пандусу без помощника. Иногда проще на карачках или четвереньках вползти!

Исключение место, где я работаю – все без препятствий, удобные лифты, правда, кнопки высоко. Но люди помогают. Не во всякое кафе можно пробраться. А уж внутри так тесно, что не проехать! Кинотеатры?! Внутрь въезжаешь, а внутри зала не пробраться до места. Спасибо брату! Он помогает. И доносит до места. Городу много-много нужно благоустраиваться, чтобы инвалиды могли почувствовать себя людьми!

Я не говорю про сам город после всех ремонтов с заменами бордюров. Про зиму вообще не говорю. Так же как про весну. Передвигаться проблематично даже в погожую погоду. С одной стороны дороги можно легко съехать, а после перехода сложно попасть на тротуар: бордюры высоченные!!!

– Чтобы Вы пожелали и посоветовали инвалидам, которые хотели работать и быть полезными в этом мире?

– Самое главное: не отчаиваться и не сдаваться! Если мы будем сидеть на одном, известном всем месте, ничего не изменится! Никто о нас, кроме близких, не будет и не хочет, заботиться. Ни государство, ни окружающие. Мы не в Европе. Надо самим проявлять инициативу. Под лежачий камень вода нее течет!

Нужна гигантская вера в себя и надежда, что сможешь. Нужно общаться. Больше и чаще. И не только с себе подобными. Со всеми. Хотя общение с инвалидами и нет, ощутимо.

Куда сложнее людям, которые приобрели инвалидность уже сложившимися людьми. Мы – инвалиды с рождения чувствуем себя увереннее. Нас родители готовят к непростой жизни. Надо и нам, и получившим инвалидность будучи здоровыми, успешными и состоявшимися, стараться добиться того, чтобы в нас не видели людей с ограниченными возможностями. Уровень квалификации и возможностей проявить себя – это не физические недостатки, а уровень квалификации и желание работать. Не стоит паниковать и впадать в отчаяние. Оптимизм, запрет на деление на инвалидов и неинвалидов – поможет стать тем, кем вы хотите быть: человеком! А здоровым не надо бояться жизни: каждый может вдруг заболеть и стать инвалидом. Люди, уважайте людей! Не замыкайтесь в себе. И тогда мир станет гармоничнее, а люди в нем смогут чувствовать себя самодостаточными, счастливыми и нужными.

Статьи о семейных союзах инвалидов

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Краткое содержание повести о Петре и Февронии Муромских – супругов, святых, ярчайших личностей Святой Руси, своей жизнью отразивших её духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов.

Я не принцесса, я танк

Я не принцесса, я танк

Ксения Овсянникова, 31 год. Мастер спорта по фехтованию на колясках, двукратная чемпионка России, чемпион мира 2015 года и чемпион Европы 2016 года. Дочь София.

Обычная жизнь необычного человека

Обычная жизнь необычного человека

Сегодняшний собеседник нашей рубрики очень необычный и сильный духом человек. Несмотря на тяжелую форму церебрального паралича и на то, что у него абсолютно не работают руки и ему приходится все делать ногами, поражена речь, Вячеслав смог добиться то, что, зачастую, не может достичь здоровый человек.

"Москва. Я люблю тебя": Татьяна Карзубова и Виктор Порватов

В суете будней, в изнуряющей гонке за результатом в ритме мегаполиса. Кажется, этот город навсегда разочаровался в любви. Мы решили доказать обратное. В новом проекте "Москва. Я люблю тебя" рассказываются реальные истории нереальной любви.

Счастье по-Воронежски

Счастье по-Воронежски

Александр и Татьяна 18 лет вместе и не просто вместе, а живут душа в душу, путешествуют и не боятся преодолевать преграды. Главное вместе!

Фермер из Федоровского

Фермер из Федоровского

Юрий Шерстов вместе с супругой Светланой занимается фермерством, напрочь опровергая стереотип большинства о человеке с тяжелым недугом.